Клиника правового просвещения «Живое право» появилась одновременно с новым курсом в 1996 г. Соавторы первых материалов – В.Пронькин, А.Гутников, Е.Иванова – проводили занятия со студентами, а те в свою очередь самостоятельно и вместе с учителями апробировали уроки со школьниками. Кроме того, всем сразу понравились учебные суды, и в течение нескольких лет каждый учебный год в институте начинался с проведения учебных судов для всех курсов (силами клиники «Живое право»).
Клиника «Живое право» успешно развивалась, а ее кураторами-тренерами всегда были студенты и выпускники института, сами прошедшие клинику: Юрий Гук, Алиса Фомина, Настя Цеханская, Юля Петрова и Динара Самигуллина, Надя Мухина, Аня Катасонова, Ираида Захаревич, а также Олеся Нестерова (Чуманевич) (СПбГУ), Света Краснова (СПб филиал РТА).
В рамках клиники проводились и специальные проекты со школьниками:
- «Ментор» – проект партнерства школьного класса и юрфирмы (координатор Оксана Брызгалина); разработка «Декларации прав школьников» (координатор Женя Кемпинская); проект «Классный юрист»;
- разработка серии уроков по Конвенции о правах ребенка совместно с РОО «Центр Инновации» и уполномоченным по правам ребенка (координатор Настя Цеханская);
- разработка материалов для пособия «Свобода труда в прошлом и настоящем» (участники Татьяна Камбур, Мария Гавриченкова, Наталья Иванова, Юлия Корниенкова).
Работа клиники была всегда тесно связана с Центром правового и гражданского образования «Живое право». Студенты клиники как организаторы, члены жюри, тренеры принимали участие в каждом конкурсе учебных судов, в юридической Олимпиаде имени Принца П.Г.Ольденбургского, в семинарах и конференциях. Сотрудники и тренеры Центра – Виктор Пронькин, Аркадий Гутников, Татьяна Пронькина, Лариса Андрейченко (Орлова), Татьяна Ефремова, Наталья Новохатская, Светлана Зубикова, а также учителя из партнерских школ вместе со студентами участвовали в работе клиники, совместных тренингах.
Цели клиники правовой педагогики «Живое право»:
1) развитие у студентов юридических факультетов универсальных знаний, навыков и ценностей, необходимых социально-ориентированному юристу-профессионалу, через преподавание права;
2) правовое просвещение населения.
Суть программы заключается в том, что студенты-юристы под руководством кураторов разрабатывают и проводят занятия по практическому праву для школьников, используя интерактивные методы обучения, предполагающие демократичность учебного процесса, свободное и критическое мышление, позитивное отношение к праву, выработку активной гражданской позиции у учащихся.